Социальное влияние на человека.

Социальное влияние — процесс в социальной психологии, во время которого происходит изменение поведения, чувств, эмоций или мнения индивида вследствие того, что совершают в его отношении другие люди, в том числе в результате целенаправленного воздействия и манипулирования.

Виды влияния:

  • конформизм – индивид, казалось бы, согласен с мнением других, но в действительности сохраняет своё мнение;
  • идентификация – индивид находится под влиянием авторитета;
  • интернализация (принятие) – люди принимают навязанные влиянием убеждения и соглашаются с ними, как снаружи, так и внутри.

Социальные факторы, влияющие на здоровье населения, можно представить в виде нескольких групп:

  1. Тенденции в изменении благосостояния населения, его экономических доходов;
  2. Разделение общества по уровню доходов;
  3. Гендерные и возрастные характеристики (например, снижение уровня рождаемости, активное старение населения);
  4. Развитие частного предпринимательства, использование наемного труда и уровень безработицы, который также оказывает серьезное воздействие на настроение людей, на их мотивацию к осуществлению своей трудовой деятельности;
  5. Личностные, ориентирующие каждого человека на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья.

 

В 1984 году американский психолог Роберт Чалдини опубликовал книгу под названием «Психология влияния», в которой изложил шесть принципов убеждения. Книга до сих пор входит в рейтинги лучших книг по популярной психологии, а изложенные в ней принципы влияния.

Его советы пригодятся как тем, кто по роду деятельности должен убеждать других людей, так и тем, кто хочет уберечь себя от нежелательного влияния и манипуляций.

Итак, 6 принципов Чалдини:

  • reciprocity — взаимность/ взаимодействие;
  • commitment/consistency — обязательство/последовательность;
  • social proof — социальное доказательство;
  • authority — власть/авторитет;
  • liking — симпатия;
  • scarcity — нехватка/дефицит.

Предпосылки повышения эффективности восприятия социального влияния.

Действенность социального влияния в значительной мере зависит от того, как осуществляются восприятие (сенсорно-перцептивное и социальное), обработка, осмысление и усвоение информации его объектом.

Сенсорно-перцептивное восприятие окружающего мира представляет собой целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств человека. Восприятие представляет собой комплексный процесс, включающий:

а) отражение стимула и ситуации;

б) их регистрацию;

в) интерпретацию воспринятого;

г) ответную реакцию на воспринятое.

Любой акт восприятия внешней информации осуществляется в форме конкретных образов, которые в большей или меньшей степени связаны с другими психическими познавательными процессами – мышлением, памятью, вниманием – и направляются мотивацией, имеют определенную эмоциональную окраску.

Организуя подачу информации, необходимо всегда учитывать эмоциональный настрой объекта и способность сообщаемой информации вызывать именно те переживания, которые обостряют ее восприятие (интерес, любопытство, удивление).

Информация должна организовываться и подаваться таким образом, чтобы способствовать разрядке эмоционального напряжения, возникающего у объекта в процессе психологического воздействия. Это формирует его доверие к субъекту, проявляющееся в дальнейшем в форме готовности к получению и усвоению новых подобных сообщений.

Следует различать восприятие, адекватное реальности, и иллюзорное. Одной из существенных причин неадекватного, иллюзорного восприятия является так называемая сенсорная депривация.

Сенсорная депривация – это продолжительное, более или менее полное лишение человека чувственных впечатлений. Синдром сенсорной депривации проявляется следующим образом:

  • возникает сильная потребность в получении чувственных впечатлений;
  • возрастает внушаемость;
  • ослабляется способность концентрировать внимание;
  • нарушается нормальное течение мыслей;
  • часто возникает депрессия, появляются галлюцинации.

Установлено, что похожие изменения психики имеют место в случае продолжительной изоляции людей, в том числе как по объективным причинам (например, в силу их проживания в слабо населенных регионах), так и в тех случаях, когда они становятся объектами социальной изоляции.

Наряду с сенсорно-перцептивным восприятием предметов и явлений окружающего мира существует также социальное восприятие, которое может быть межличностным и межгрупповым.

Межличностное восприятие – это восприятие, понимание и оценка человека человеком (одним человеком другого). Его специфика заключается в большой степени проявления личных симпатий и антипатий людей.

С особенностями межличностного восприятия связан ряд психологических эффектов. Среди них выделяют эффекты новизны, первичности, стереотипности, ореола.

Эффект новизны при восприятии людьми друг друга заключается в том, что по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т.е. более новая информация о нем. А по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация.

Эффект первичности состоит в том, что вероятность припоминания нескольких первых элементов однородного материала более высока, чем средних (при этом, чем объемнее предъявляемый материал и чем выше темп его предъявления, тем меньшее количество первых элементов припоминается).

Эффект стереотипности выражается в упрощенном и схематичном, но устойчивом представлении о чем-либо (или ком-либо). Стереотипы стихийно складываются в условиях дефицита информации либо неспособности индивида интерпретировать ее адекватно. Стереотип никогда не бывает истинным, он всегда содержит тенденциозные, заранее заданные характеристики явления, поэтому всегда неадекватен ему. Стереотип обобщает явления по принципу внешней схожести или случайных совпадений, однако не анализирует их глубинную сущность.

Эффект ореола – это распространение первичной общей оценки человека (людей) на восприятие его (их) поступков и личностных качеств. Так, если первое впечатление о человеке (людях) в целом благоприятно, то в дальнейшем все его (их) поведение, черты и поступки начинают переоценивать в положительную сторону. В них выделяют и преувеличивают лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооценивают или вообще не замечают. Если же общее первое впечатление о каком-либо человеке (людях) оказалось отрицательным, то даже положительные его (их) качества и поступки в последующем не замечают либо недооценивают на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

Различают также эффекты престижа, визитной карточки, своего человека, симпатии-антипатии.

Эффект престижа проявляется в том, что информация, исходящая от источника, обладающего высоким авторитетом, характеризуется большей силой воздействия, так как люди воспринимают ее менее критично.

Эффект визитной карточки состоит в том, что субъект социального влияния сначала излагает то, приемлемость чего для объекта ему заранее известна. После того как выясняется наличие «общей точки зрения», он излагает ту мысль, ради которой и организовал свое сообщение. Общность взглядов (мнений, суждений) между объектом и субъектом по ряду вопросов как бы ослабляет дух противоречия, критичность со стороны объекта.

Эффект своего человека выражает любое сходство между субъектом и объектом социального влияния (если его объект придает этому сходству определенное значение), повышает действенность самого воздействия.

Эффект симпатии-антипатии проявляется в том, что объект социального влияния гораздо легче приемлет взгляды, преподносимые симпатичным ему субъектом, и бессознательно настраивается враждебно к той информации, которую сообщает неприятный ему источник.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × три =